ИЗ ИСТОРИИ АСТ

by maximovitchgalya

http://popular-astronomy.ru/post/106910683489 http://popular-astronomy.ru

2 ЯНВАРЯ 1959 ГОДА произведён запуск автоматической межпланетной станции ЛУНА-1, ВПЕРВЫЕ В МИРЕ аппарат созданный СОВЕТСКИМИ специалистами достиг второй космической скорости

“Луна-1” – советская межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства.
О полётах на ракете к Луне и планетам говорили все классики “теоретической” космонавтики. Но с середины 20-х годов эта идея завладела умами двух ученых-практиков: в СССР – М. К. Тихонравова и в США – Р. Годдарда. Они смогли математически обосновать возможность запуска к естественному спутнику Земли многоступенчатой ракеты, работающей на обычных химических компонентах топлива.
Перевел проблему в практическую плоскость Главный конструктор ОКБ-1 Министерства оборонной промышленности С. П. Королев. Еще до первого полёта межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, 30 августа 1955 г. на совещании у председателя Военно-промышленной комиссии В. М. Рябикова он представил данные аппарата для полёта к Луне, предлагая 2 варианта третьей ступениМБР с компонентами топлива “кислород-керосин” и “моноокись фтора-этиламины”. В первом случае к Луне можно было забросить аппарат массой до 400 кг, во втором – 800- 1000 кг.
С. П. Королев говорил о задаче полёта на Луну, выступая в апреле 1956 г. на Всесоюзной конференции по ракетным исследованиям верхних слоев атмосферы, проходившей в АН СССР под председательством академика Е. К. Федорова.
Эта “не такая уж далекая перспектива”, по словам С. П. Королева, явилась причиной создания в ОКБ-1 проектного отдела № 9 по космическим аппаратам, начальником которого стал М. К. Тихонравов. В процессе предварительных разработок группе проектантов во главе с Г. Ю. Максимовым удалось сконструировать несколько вариантов лунных аппаратов. Модернизация Р-7 путем установки на ней третьей ступени (блока “Е”) даже на “неэкзотическом” кислородно-керосиновом топливе ставила проблему полёта беспилотных КА к Луне на реальную основу. Постановление Правительства от 20 марта 1958 г. предписывало разработать в ОКБ-1 несколько типов КА – лунных станций.
2 сентября 1958 г. вышло следующее постановление Правительства о пусках станций к Луне, начиная с сентября того же года. Выходу постановления способствовали усилия американцев по завоеванию приоритета в освоении космического пространства. Потерпев неудачу с запуском первого ИСЗ, они обратили свои взоры к Луне, срочно разработав КА Pioneer (вспомните проект Vanguard – “Авангард” по запуску ИСЗ!) для исследования лунного и межпланетного пространства. Их предполагалось пускать с помощью носителей Thor-Able и Juno 2. Уже 17 августа 1958 г. был осуществлен первый запуск КА Pioneer, однако взрыв ракеты на 77 сек полёта прервал путь к Луне.
Следующие попытки (11 октября 1958 г. Pioneer 1; 8 ноября 1958 г. Pioneer 2; 6 декабря 1958 г. Pioneer 3) также были неудачными. На очереди – пуск Pioneer 4!
При первом пуске трехступенчатой ракеты Р-7 (8К72) на 87-й секунде полёта из-за колебаний конструкции резонансного характера с частотой 10 Гц в направлении тяги двигателей разрушились связи центрального блока с боковыми. Решить проблему попытались, снизив тягу в соответствующей точке траектории – снова неудача (12 октября 1958 г.), теперь уже на 104-й секунде, но по той, же причине. Налицо была явная динамическая несовместимость двигателей и конструкции ракеты.
Сотрудник НИИ-1 М. С. Натансон предложил способ устранения колебаний путем установки демпферов в трубопроводах окислителя. Пуск 4 декабря 1958 г. закончился аварией на 245-й секунде полёта из-за дефекта мультипликатора насоса перекиси водорода второй ступени. Но эта авария уже не была связана с колебаниями.
2 января 1959 осуществлён пуск ракеты-носителя “Восток-Л”, которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС “Луна-1”. Это была траектория сближения, без использования старта с орбиты. Станция также имела названия “Луна-1D” и “Мечта”. “Луна-1” прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту.
Для достижения второй космической скорости ракета была снабжена третьей ступенью, с двигателем РД0105, созданным в Воронеже на предприятии “Конструкторского бюро химавтоматики” (КБХА).
В целях полёта ставилась задача достижения станцией поверхности Луны. Попадания не произошло, так как в циклограмму полёта закралась ошибка: при выдаче команды на отсечку двигателя третьей ступени (блока “Е”), которая выдавалась с Земли, не было учтено (уже довольно значительное) время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Носитель и вся бортовая аппаратура станции отработали корректно. На выполнении бортовых экспериментов указанная наземная ошибка не сказалась. Среди выдающихся научных результатов, полученных в ходе полёта “Луны-1”, можно отметить следующие:

– с помощью бортового магнитометра впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли.
– с помощью ионных ловушек и счётчиков частиц были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра.
– был успешно выполнен эксперимент по созданию искусственной кометы. 3 января в 3:56:20 по московскому времени, на расстоянии в 119500 км от Земли из станции было выпущено облако паров натрия (1 кг); рассеиваясь в вакууме, облако светилось оранжевым светом в течение нескольких минут и наблюдалось с Земли как слабая звезда 6-й величины.
– было установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.

Несмотря на то, что станция в Луну не попала, АМС “Луна-1” стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма продуктивный с научной точки зрения.

ПОЯСНЕНИЯ К РИСУНКУ 4:

1 – космический аппарат; 2 – подвижная рама; 3 – замок
толкателя; 4 – испаритель эксперимента “натриевая комета”;
5 – рама неподвижная; 6 – радиопередатчик на частотах 19.995
и 19.997МГц; 7 – магнитометр для измерения магнитного поля
Земли и обнаружения магнитного поля Луны; 8 – антенна
радиопередатчика (183.6МГц) – 4 шт.; 9 – датчик соударений
для изучения метеорных частиц; 10 – корпус; 11 – протонная
ловушка для обнаружения газовой компоненты межпланетного
вещества; 12 – вентилятор; 13 – ленточная антенна
радиопередатчика 19.993МГц – 2 шт.; 14 – приборная рама.

qe9Ze2v6K1A.jpg

bMaZAQQ18SU.jpg

4I3k7bAKBow.jpg

JZulLtSyQ1U.jpg

Advertisements